муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №117"

г.Курск, проезд Сергеева, д.6

Дополнительная общеразвивающая программа

МБДОУ "Детский сад №117"

 

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад №117»

на 2018-2020 годs

       Нормативные основы дополнительного образования

    Дополнительная общеразвивающая программа МБДОУ «Детский сад № 117» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

1. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  273-ФЗ от 29.12.2012 года, статьи 75.

2. Конвенцией о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.

3. Концепцией развития  дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 

4. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

5. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». 

7. Письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами».

 8. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26.

9. Лицензией на право ведения образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №117» от «22» июля 2016г., регистрационный №2351;

10. Образовательной программой МБДОУ "Детский сад №117";

11.Уставом  МБДОУ «Детский сад № 117», приказ от 22 декабря 2015 года  №1240    комитета образования города Курска.

  Дополнительная общеразвивающая программа разработана с учетом требований примерной общеобразовательной  программы «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьёвой.

      Направленность программы

   В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

    Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей, приобщение к миру искусства, что развивает и внутренне обогащает ребёнка, формирует его эмоциональную сферу, воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, развивает эмоциональную культуру общения, ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

    По способу организации своего содержания дополнительная общеразвивающая программа является модульной программой, составленной из  самостоятельных, устойчивых целостных блоков с  культурологической и художественной  направленностью, осуществляет воспитание и образование дошкольников в свободное время, более широко приобщая дошкольников к искусству, музыке, культуре и искусству своего народа.

      Актуальность программы

    Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным. Художественно - эстетическое воспитание в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка.

     Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

    Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

    В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.

    Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к художественным ценностям, что помогает развитию и внутренне обогащает, прививает умение выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

     Новизна  данной программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую основной образовательной программы, способствует практическому приложению знаний и умений, а также обеспечивает преемственность целей и задач учреждений дополнительного образования, в частности детско-юношеских  музыкальных школ и школ искусств, и начального школьного образования, направлена на подготовку «молодого человека новой формации»: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. А так же новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической и интеллектуальной работы с детьми.

   В дополнительной общеразвивающей программе интегрированы разные направления художественно - эстетического развития дошкольников, материал адаптирован и даётся детям в игровой форме.

     Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы ДОУ является то, что она дает возможность ребенку попробовать свои силы в разных направлениях образования, выбрать приоритетное и максимально реализовать себя в нем.

    Комплексный характер программы способен обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи и нарушение опорно-двигательного аппарата). Работа по  дополнительной общеразвивающей программы проводится за рамками основной образовательной программы в форме кружковой работы. Дополнительная общеразвивающая программа не исключает организацию дополнительной образовательной деятельности в индивидуальном порядке. Так же отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса, значительная часть занятий носит практический характер.

 В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем в потребность что-то делать, даря радость окружающим.

     Цель программы: Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) художественными средствами; обеспечение равных возможностей полного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса; дать возможность выбора занятия по душе, дальнейшее самоопределение и самовыражение ребёнка.

Исходя из цели, предусматривается решение следующих основных задач.

    Задачи:

 1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2.Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок дальнейшего развития творчества в учебной деятельности.

 3.Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 4.Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

 5.Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные решения, то есть побуждать детей к творчеству.

 6.Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных качеств.

 7.Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.

 8.Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

      Принципы формирования программы:

 -индивидуализация (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

 - систематичность (непрерывность и регулярность занятий);

 - наглядность (показ педагогом);

 - повторяемость материала;

 - сознательность и активность (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

     Значимые характеристики программы

   Педагогической целесообразностью дополнительной общеразвивающей программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. 

      Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы   Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности составлена в соответствии с особенностями её функционирования на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 117», с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников  старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

      Принципы реализации программы:

 - доступность изучаемого материала;

 - учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка и группы в целом;

 - психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;

 - личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;

 - сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.

     Сроки реализации программы

  Дополнительная общеразвивающая программа   рассчитана на 2 года обучения, с детьми от 5 до 7 лет и является дополнительной к любой комплексной программе по художественному воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.

 1-й год обучения – дети 5-6 лет;

 2-й год обучения – дети 6-7 лет.

      Продолжительность образовательной деятельности

 1-й год обучения – 25 минут;

 2-й год обучения – 30 минут.

 Система предусматривает не более 30 минут в неделю.

 1-й год обучения – 900 минут (36 недель) в год;

 2-й год обучения –1080 минут (36 недель) в год.

      Режим работы: один раз в неделю во второй половине дня.

   Для успешной работы создана специально организованная предметно пространственная развивающая среда: групповые комнаты, музыкальный зал. В группах функционируют уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются все необходимые материалы и оборудование. Используется светотехническое оборудование; аудиотехника для музыкального оформления, подобрана фонотека, имеется пианино и музыкальный центр и т.д.

 Совместно с детьми и родителями изготовлены элементы костюмов, декорации, бутафория.

Для релаксации и упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата используются коврики, гимнастические мячи и палки.

    Для достижения цели дополнительной общеразвивающей программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

 наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, показ, имитация движений;

доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

 систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

 индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

 увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

 сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

      Программа состоит из отдельных тематических блоков.

Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках работы по программе детского сада, проводимых в течение года.

     Формы организации педагогической деятельности

     Для организации педагогической работы с детьми каждой возрастной группы составлен перспективный план на год, в котором определены виды деятельности, последовательность изучения и освоения тем. При знакомстве с одним видом прикладной деятельности могут сочетаться несколько нетрадиционных видов детского творчества. При таком подходе дети смогут вспомнить, с чем их знакомили ранее, повышается уровень их восприятия, четкость выполнения элементов. Ребенок становиться более самостоятельным в выборе материала и выполнении работы. Темы подобраны по принципу нарастания сложности творческих заданий. Это формирует устойчивый интерес к художественной деятельности.

      Формы работы с детьми

     Проводятся занятия: обучение воспитанников осуществляется в форме аудиторных занятий в групповой и индивидуальной форме, игровых образовательных ситуаций, совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей.

     А также в форме практических занятий, концертов, творческих отчетов, участия в конкурсах, выставках, фестивалях, посещение концертов и выставок других коллективов, совместных походов, целевых прогулок, праздников, развлечений, поездок, совместной занимательной деятельности в домашних условиях с родителями.

     Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и возрастом воспитанников, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом заведующего ДОУ.

     Методика проведения предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия, а так же проведение в парной форме.

     Для ознакомления детей с материалом каждой темы программы педагог может увеличить или уменьшить количество часов, ориентируясь на заинтересованность детей и объём изучаемого материала.

     Внеаудиторные занятия проводятся с июня по август в виде игр – путешествий, экскурсий, праздников, выставок и т.п.

     В работе по программе  используются такие методы:

 - словесный,

 - наглядный,

 - практический,

 - исследовательский.

     Приёмы работы:

 - игровая мотивация,

 - художественное слово,

 - творческое воплощение.

                      Dop ob 1 18-20        Dop ob 2 18-20

скачать

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok