муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №117"

г.Курск, проезд Сергеева, д.6

Рабочие  образовательные программы педагогов ДОУ

  

Аннотация 

к рабочей программе учителя-логопеда в группе комбинированной направленности

для детей 5-6 лет с ФФН на 2018-2019 учебный год

    Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда  для детей с  нарушениями речи»  (далее «Программа») предназначена для работы учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушениями речи  5 – 6 лет.   «Программа» обеспечивает образовательную деятельность   для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - ФФН (с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а так же работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с  ОВЗ.

     Программа определяет возможные пути  включения учителя-логопеда в работу МБДОУ "Детский сад №117" в условиях  ФГОС дошкольного образования, помогает проектировать и осуществлять все направления коррекционной и профилактической работы в отношении детской речи в контексте приоритетов развития дошкольного образования. 

    Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.

   В логопедии актуальность проблемы  диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, которые часто приводят к системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

    Методологической основой программы  является системно - деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

 Программа  учитывает  концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.

    В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития.

    Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы ДОУ,  требований Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

     Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Программа  учителя-логопеда  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 Программа является дополнительным структурным  компонентом образовательной программы ДОУ и в совокупности обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

 Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

 Программа содержит материал для коррекционной деятельности, т.е. логопедической работы, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для детей с нарушениями речи   5 – 6 лет.

            Исходной теоретической  основой программы являются:

 -концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);

 -учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

 -концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

 - концепция о целостности языка, как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);

 -концепция о соотношении элементарных и высших психических

 функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

 -современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

 Настоящая программа  руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

 Конституция Российской  Федерации;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • ФЗ от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  •  "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 Основной базой рабочей программы являются:

 «Основная общеобразовательная программа муниципального  бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения  «Детский сад комбинированного вида №117»

  • Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи», М: 2014 г.
  • Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», М: 2014 г.

  

                               FFN 1 18-19         FFN 2 18-19

 скачать

  

  

  Аннотация

 к рабочей программе учителя-логопеда   в группе компенсирующей направленности

 для детей 5-7 лет

 на 2018-2019 учебный год

     Рабочая программа  учителя-логопеда в  группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание коррекционной работы, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте. Программа разработана учителем-логопедом  в соответствии с основной образовательной программой  МБДОУ "Детский сад №117" и  на основании  следующих программ:

 - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;

 - «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н. В. Нищевой;

 - «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

 - «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;- «По дороге к азбуке» (Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100») Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т Р. Кислова

     Рабочая программа учителя-логопеда представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, узких специалистов, представителей администрации), учитывающую индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более высоким темпам общего и речевого развития детей.

    Представленная в программе система работы позволяет осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Данная программа помогает осуществлять комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно - развивающей работы с детьми 6-7 лет.

    Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

    Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.

    Рабочая программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, определяют уровень сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой, позволяет устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

    Рабочая программа учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности  грамматического строя речи, работоспособность.

   Реализация рабочей программы позволяет осуществить  преемственность дошкольного и школьного обучения  и  способствует успешной адаптации детей в школьном возрасте.

   Коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет предполагает четкую организацию пребывания их в группе компенсирующей направленности ДОУ, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов и других участников логопедического сопровождения образовательного процесса.

   Режим дня и расписание непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

 

                       ONR 1 18-19      ONR 2 18-19                  

  скачать

 

Аннотация

к рабочей программе музыкального руководителя

в МБДОУ "Детский сад №117" для детей 2-7 лет

на 2018-2019 учебный год

     Рабочая программа (далее - Программа) музыкального руководителя муниципального  бюджетного дошкольного образовательного  учреждения  «Детский  сад комбинированного вида №117» разработана в соответствии с:

-  Федеральным  законом  от  29  декабря  2012г.  №273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации». 

-  «Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству,  содержанию  и организации  режима  работы  дошкольных  образовательных  организаций» Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации  от  15  мая  2013  г.  №26  г.  Москва  «Об  утверждении  СанПиН» 2.4.1.3049-13.

-  Порядком  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по основным  общеобразовательным  программам дошкольного  образования.  Утверждён  приказом  Министерства  образования  и науки  Российской  Федерации  от  30  августа 2013  г.  № 1014.

-  «Федеральным государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  17  октября  2013  г.  №  1155  г.    

- Основной образовательной программой  МБДОУ "Детский сад №117".

- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой,  Т.И.Гризик, Е.В.Соловьёвой, С.Г.Якобсон.

   Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой музыкального воспитания и развития ребенка является искусство. Формирование основ музыкальной культуры ребёнка тесно связано с развитием его музыкальности как комплекса музыкальных способностей, включающих ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма, музыкальное мышление, музыкальную память. Центром музыкальности принято считать эмоциональную отзывчивость на музыку – способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Рабочая программа отвечает возрастным особенностям детей.

Программа  включает в себя следующие разделы:

 «Слушание»; «Пение»; «Музыкально-ритмические движения»; «Игра на детских музыкальных инструментах».

 В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:

- исполнительство;

- ритмика;

- музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению

целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное развитие ребенка.

Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи рабочей программы:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; - обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

  

                            Muz 18-19         MUS 2 17-18

 скачать   

 

Аннотация 

к рабочей программе инструктора по физической культуре

 в МБДОУ "Детский сад №117"  для детей 3 – 7 лет 

 на 2018-2019 учебный год 

   Рабочая программа (далее - Программа) инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения  «Детский  сад комбинированного вида №117» составлена для воспитанников от 3 до 7 лет и разработана в соответствии с: 

-  Федеральным  законом  от  29  декабря  2012г.  №273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации».

-  «Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству,  содержанию  и организации  режима  работы  дошкольных  образовательных  организаций» Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации  от  15  мая  2013  г.  №26  г.  Москва  «Об  утверждении  СанПиН» 2.4.1.3049-13. 

-  Порядком  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по основным  общеобразовательным  программам дошкольного  образования.  Утверждён  приказом  Министерства  образования  и науки  Российской  Федерации  от  30  августа 2013  г.  №  1014. 

-  «Федеральным государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  17  октября  2013  г.  №  1155  г.    

- Основной образовательной программой  МБДОУ "Детский сад №117". 

- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой,  Т.И.Гризик, Е.В.Соловьёвой, С.Г.Якобсон. 

-  Программой «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной. 

Цель Программы: 1) гармоничное физическое развитие;

                          2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической                                               культурой; 

                          3) формирование основ здорового образа жизни.  

  Программа предусматривает решение программных образовательных задач в соответствии с возрастом воспитанников, особое значение придается: организации самостоятельной двигательной активности детей; 

формированию у детей потребности в здоровом образе жизни; 

ориентации детей в доступных их пониманию видах спорта; 

активному включению родителей в процесс физического воспитания детей. 

   Работа с детьми 3 – 7 лет традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном. Эти направления конкретизируют в решении следующих задач: 

Оздоровительные задачи: 

 - совершенствовать функции и закаливание организма детей; 

 - формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку. 

Образовательные задачи: 

 - формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании,

-  развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других; 

 - обеспечивать осознанное овладение движениями; 

 - содействовать развитию пространственных ориентировок; 

 - способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, создавать условия для развития ловкости, выносливости; 

- понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель – результат». 

Воспитательные задачи: 

 - вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности; 

 - приучить к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений; 

- двигательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности; 

-  побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений; 

 - формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.  

Реализация Программы осуществляется ежедневно: 

-  в  процессе организованной  деятельности  с  детьми (НОД),  

-  в ходе режимных моментов,  

-  в  процессе  самостоятельной  деятельности  детей  в  различных  видах детской деятельности,  

-  в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы. 

•      подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или непосредственно-образовательная деятельность (в помещении и на свежем воздухе), игры-развлечения, праздники, досуги, спортивные состязания, эстафеты и т.д.

     

                            Fiz 18-19             Fiz 2 17-18                      скачать          

 

Аннотация

к рабочей программе  педагога дополнительного образования 

по изобразительной деятельности в МБДОУ «Детский сад №117» 

 

Общая характеристика программы:   Направленность, в рамках которой реализуется программа: художественная. 

Возраст детей: 5-7 лет 

Срок реализации программы: 2 года 

        Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности разработана на основе и в соответствии со следующими нормативными документами: 

  • Федеральным законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012
  • Требованиями СанПиН 2.4.1.3049 от15.05.2013г
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
  • Уставом МБДОУ «Детский сад № 117», утвержденным приказом комитета образования города Курска от 22.12.2015 г. № 1240
  • Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией: Т.Н. Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик.
  • Аторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
  • Основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 117». 

    В программе  учтены  основные принципы и  требования к организации и содержанию изобразительной деятельности в ДОУ.

        Программа обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 5 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому  модулю «Изобразительная деятельность». 

        В данной рабочей программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. 

        Цель программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении посредством изобразительного творчества. 

        Основными задачами программы являются: 

- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; 

- совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве; 

- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; 

- воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. 

         Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» и предполагает включение следующих тематических модулей: «Музыка», «Художественная литература», «Изобразительное искусство». 

        Задачи по развитию художественного изобразительного творчества реализуется через нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности: тематические, с элементами психогимнастики, на фольклорной основе, интегрированные.

        В содержании программы представлены: предполагаемые результаты освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по разделам «Рисование» и «Лепка» (в виде целевых ориентиров), содержание образовательной деятельности по данным разделам на различных возрастных этапах дошкольного возраста организация образовательной среды, в том числе развивающей предметно- пространственной среды; перспективное планирование; взаимосвязанные направления диагностической, коррекционно- развивающей, консультативной, информационно–просветительской деятельности педагога дополнительного образования по изодеятельности. 

      Рабочая программа дополняется приложениями, конкретизирующими практическую реализацию деятельности педагога дополнительного образования по изодеятельности. Качественная реализация данной рабочей программы позволит обеспечить преемственность целей, задач и содержания художественно-эстетического развития с основной образовательной программой начального общего образования через формирование у выпускников предпосылок учебной деятельности. 

      Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) по художественному творчеству способствует развитию активности, самостоятельности и творчеству детей, побуждает их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учит сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали. 

        Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности в программе соблюдены следующие условия: 

- обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать; 

- разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов; - уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. 

       Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. 

       Очень важно, чтобы дети видели общий результат, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.

                          Izo 18-19        Izo 2 16-17

 

  скачать 

 

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе  по приобщению детей к истокам русской народной культуры

в МБДОУ «Детский сад №117»  

      Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Рабочая программа «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.

     Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

    Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

    Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

    Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

     Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

     Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

     Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

     Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей.

     Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

    На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течение двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность,  креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

   Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

 В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

  • Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня.

 В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 2-х лет.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Клуб для родителей «Собеседник»;
  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам

                          Istoki 18-19          Nar kult 2

  скачать

 

Аннотация

к рабочей программе педагога дополнительного образования

по ритмике в МБДОУ «Детский сад №117»

Автор программы: Ковынёва Оксана Геннадьевна, ПДО по ритмике.

Учреждение, реализующее программу: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №117» 

Общая характеристика программы: направленность, в рамках которой реализуется программа: художественная.

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

  Ritm 1 18-19        Ritm 2 18-19

 скачать

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok